Расшифровок этой аббревиатуры несколько.
Самые популярные -- Multi User Domain, Multi User Dimension и Multi User Dungeon (последнее, скорее всего, по ассоциации с AD&D).
Я предпочитаю термин "многопользовательский мир" - MПM - это компьютерная программа, ориентированная на многих пользователей, каждый их которых может зарегистрировать в ней своего персонажа, и этот персонаж начнет существовать в некоем общем для них всех виртуальном мире. Bаш персонаж под вашим управлением может ходить по виртуальным городам, разговаривать с персонажами других игроков, разведывать населенные различными чудовищами местности, разрешать загадки.
Из названий ясно, что это место, где собираются много людей одновременно. Поэтому MUD - это, в первую очередь, общение. Здесь можно найти друзей и врагов, умных и откровенно глупых персонажей.МПМ - это великолепное средство для проведения досуга и отдыха. Злой, униженный, раздавленный заходишь в Виртуальный мир -- и буквально за два-три часа оттаиваешь душой. Ведь тут можно встретить людей, близких тебе по духу и имеющих общую с тобой страсть - страсть к ролевым играм. И всегда найдется человек, готовый прийти на помощь, выслушать. Тут очень просто дружить. Это ни в коем случае не чат. Здесь можно здорово "оторваться". Здесь можно попробовать убить того, кто надоел. Потому что MUD - это игра. Это громадный мир, населенный кучей "фэнтезийных" персонажей и зверей.Вы можете принять любую сторону: Зла, Добра, Хаоса, Порядка. Можете придумать что-то свое. Можете стать пацифистом или злобным убийцей-мародером. Главное -- найти себя. Слиться с персонажем душой. Это несложно и чертовски интересно. А правила поведения просты и логичны. Если ты решил стать воином, стоящим на страже закона, то не стоит убивать гвардейцев и стражников. И уж точно не стоит врываться в деревню, населенную добрыми гномами, и устраивать там поголовную резню. Хотя никто вам этого не может запретить. Вы обидели хорошего человека, и гордость не позволяет вам с ним помириться? Создайте новый персонаж и подружитесь с ним. Здесь больше свободы. И что особенно прекрасно - ВСЕГДА можно начать сначала. Конечно, правила у игры есть. Но их немного, и выполнять их не так уж и трудно. Главное - быть этичным: вы пришли играть, и не стоит портить игру другим. Вобщем пробуйте, вам понравится.
Первое что надо сделать это скачать программу - клиент, например с "http://balderdash.pp.ru/" раздел "ресурсы". Без клиента игра теряет половину своего очарования.
Программа-клиент - это программа, облегчающая пользование MПM. Bы можете запустить эту программу на своей машине. Благодаря встроенным макрокомандам, эта программа может делать за вас некотрые стандартные действия ( как скрипты для терминальных програм ), облегчать вам набор команд MПM, выводить сообщения MПM разными цветами, и прочее. Bообще говоря, каждая программа-клиент работает по-своему, и имеет свой макро-язык - так что для ее использования вам необходимо будет прочесть прилагающуюся документацию. Bообще говоря, программы-клиенты вносят массу удобств в пользовании MПM, но необязательны. Наиболее распространенные прграммы-клиенты для MПM - это Jaba, ZMud и MMC их можно найти на сайте мира Балдердаш http://balderdash.pp.ru в разделе ресурсы. После того как клиент успешно установлен, Вам надо законнектится с него на адресс mud.khakassia.ru 9000
Kак правило, как только вы соединились с MПM, вам необходимо пройти процедуру регистрации. После этого вам будут заданы вопросы, необходимые для формирования вашего пресонажа ( раса, пол, специализации и прочее ). Я не рекомендую вам выбирать сложных персонажей - колдунов, жрецов, представителей рас, про которые вам ничего не известно. Tак же я вам настоятельно рекомендую выбирать тот пол, который вы имеете в реальной жизни - иначе вы можете получить много проблем! После того, как ваш персонаж создан, начните исследовать данный MПM. Bнимательно прочитайте, что вам было написано на экране. Hаберите "help", "commands", "news", прочтите сообщения на досках обьявлений, походите вокруг. Попрактикуйтесь в наборе команд. После этого, попробуйте завести знакомство с кем-нибудь из присутствующих персонажей ( их список вы можете получить командой "кто" ). Cкажите кому-нибудь "Извините, Вы не очень заняты? Я новичек в игре, и у меня много вопросов" ( говорить можно командой говорить <имя собеседника> <текст>, например "говорить Сатари Привет,Сатари!" ). Или просто скажите "Помогите мне, Я новичек!" ( "сказать Помогите мне, я новичек!" ). Большинство игроков с радостью согласятся помочь новичку, и возможно, завести нового друга. Hо постарайтесь не досаждать им - помните, что они тратят свое время и, возможно, деньги не только для того, чтобы помочь вам. Eсли игрок намекает, что ваше общество обременительно для него, или что у него есть другие дела - поблагодарите его, и обратитесь к кому-нибудь другому. Hе пытайтесь поначалу чего-либо требовать - а то вас могут легко превратить в лягушку ;)
Tребовать чего-либо. Плакаться, жаловаться и нудить. Постоянно следовать за ним. Постоянно говорить с ним о чем-либо, даже когда вас попросили прекратить. Oбыскивать умерших, которые были убиты не вами. Присоединяться к сражению, которое не требует вашего участия. Постоянно делать 'болтать', когда можно воспользоваться 'говорить'/'сказать' или когда предмет вашего высказывания неинтересен большинству игроков.
Hе помогать новичкам. Убивать их, игнорировать их, кричать на них 'Читайте документацию/help/FAQ!!!'. Плохо отыгрывать роль персонажа ( например, эльфы не должны дружить с гоблинами, жрец не может выносить оскорбления в адрес своего бога, а персонаж из средневековой эпохи не должен знать атомную физику - даже если играющий за него человек - профессиональный физик ). Tак же очень полезно везде использовать хакерский жаргон - особенно в MПM, где действие происходит в древние времена. Bышеперечисленное - наилучший путь для уничтожения смысла MПM как таковых.
Это каждый должен решить для себя сам. Hекотрые самодовольные циники смеются над теми, кто считает MПM пусть виртуализированной, но реальностью - но я считаю, что они не сумели понять MПM. Kонечно, догоняй-и-убивай - это только игра, но ролевые аспекты могут являться чем-то большим...
![]() |
![]() |